I

Это было давно. В те далёкие времена люди были столь примитивны, что думали, что птицу убивать можно, рыбу убивать можно, а человека нельзя*. Действующие лица нашей истории — глава рода, вредный старикан и самодур, и по совместительству посредник между людьми и силами природы, и два его внука — любимый Авель и нелюбимый — забитый и туповатый Каин. Любимый пасёт скот, нелюбимый копается в земле. Место действия — маленькое поселение на ближнем востоке. Людей на Земле ещё столь мало, что жители его считают себя единственными. Время действия — праздник урожая.

Жители поселения приносят дары главе рода, ожидая от него благословения их трудов. Дар любимого внука — сочное жареное мясо принимается, дар нелюбимого — выпеченный им хлеб — летит в голову принёсшего. Каин не протестует, но разъярённый глава рода продолжает его гнобить словесно — ты плохой, кайся** и молчи в тряпочку. Огорчённый Каин покидает пиршество, а вечером в поле находят мёртвого Авеля. Глава рода обвиняет в его гибели Каина и проклинает его и изгоняет из рода***. Каина прорывает — он отрицает обвинение и протестует против суровости наказания. Видя двусмысленность своей позиции, глава рода смягчает приговор, запрещая родичам причинять вред Каину.

Шли годы. История передавалась из поколения в поколение, глава рода трансформировался в культурного героя, а затем в бога. История попала в священные книги, обросла толкованиями и бедный недалёкий Каин стал чуть ли не родоначальником зла.

II

Существуют тексты, практически неизвестные большинству в первоисточнике, но при этом определяющие тот или иной аспект нашей жизни. Действительно, мало кто читал письма старца Филофея, «Русскую правду» или даже Нагорную проповедь****. Миф о Каине — один из таких текстов. Эта история, восхищающая своим лицемерием (а ещё более — лицемерием толкований) лежит в основе библейской морали, во многом определяющей принятые в нашем обществе представления о хорошем и плохом и, соответственно, поведение членов общества.

Итак, припадём к первоисточнику (без рассуждений вроде «нод на самом деле нуд, все ошиблись и поэтому Каин — сын дьявола»).

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.

Что не видим мы в этом фрагменте? Мы не видим причины, по которой был отвергнут дар Каина. Все рассуждения о том, что Авель был праведником, а Каин грешником, поклонником дьявола и вообще мировым злом — домыслы толкователей.

Мы видим, что Каин был назначен грешником *****, не угодив Господу своими дарами.

Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Это весьма запутанное наставление можно толковать по-разному. Вместо ожидаемого утешения Каин получает малопонятное назидание. Господь трактует огорчение Каина, как подтверждение его греховности (делающий доброе не опускает лица, если ты опускаешь лицо — следовательно ты делаешь недоброе).

Сравним библейскую мораль****** с русской: «не дорог подарок, дорого внимание» или даже «дарёному коню в зубы не смотрят». Увы, большинство из нас, очарованных историей про Каина, подобно Господу, ценят не дружбу, любовь, внимание как таковые, а те дары, что они приносят. И стенают в одиночестве, когда эти дары заканчиваются.

И сказал Каин Авелю, брату своему [пошли в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

В этой строке — всё, что известно нам об убийстве Авеля. Ничто не позволяет сделать вывод, что это было предумышленно. Ничто не заставляет считать это ритуальным жертвоприношением дьяволу. Наиболее очевидное (хотя тоже недоказуемое из-за недостатка информации) объяснение произошедшему — убийство по неосторожности в состоянии аффекта.

Почему по неосторожности? Это — первое убийство в мире (во всяком случае, в мире создателей текстов, лежащих в основе «Быта»), следовательно Каин никак не осознавал последствия своих действий. Собственно, Каин так не понял, что произошло с Авелем и почему вместо брата окровавленное и неподвижное нечто, о чём честно сказал Господу:

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Но это не помогло Каину. Господь изгоняет его с своей земли и ритуально проклинает его.

И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли [твоей], и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Какова мораль сей басни? Двойные стандарты. Одно и то же деяние может быть как праведным, так и греховным — это определяется личной приязнью Господа к совершившему деяние. Господ провоцирует Каина на преступление, а после осуждает его за содеянное. Лицемерие и подлость. К сожалению, мы, будучи воспитанными на этой истории, слишком часто поступаем подобно Господу — и это не делает нашу жизнь лучше…

III

На самом деле всё могло быть и так.

И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой?
И ответил Каин:

Посмотри на меня, о свирепый Господь,
Вот мой дар для тебя — хлеба!
Я вложил в них Любовь и солёный свой пот,
Но вручить их тебе не судьба.

Ведь милей для тебя тяжкий стон тучных стад,
Что влекут к алтарю на убой.
Их разводит в степи мой единственный брат —
Он любим и обласкан тобой.

И я понял, ЧТО в жертву могу принести,
Чтобы принял мою ты Любовь,
Милый Авель, так надо, не бойся, прости —
Господин любит свежую кровь…

И теперь мне скитаться в тоске одному,
Брат мой — жертва твоя, я не сторож ему…


*см. «Начальник Чукотки».

**Раскаяться — перестать быть Каином. Окаянный, покаяние и т.п. хорошо иллюстрируют значение этого мифа. Кстати, наша страна так же, как Каин Иеговой, назначена Западом (или нашими либералами) на роль мирового зла. Этим объясняется требования всенародного покаяния за якобы имевшие место преступления.

***В то время — практически смертный приговор.

****Не стоит убеждать в обратном на личном примере. Здесь не ресурс для блондинок и людей, прочитавших всё это, как и многое другое, много. Но в целом это не так.

*****Самое феноменальное объяснение, почему Каин грешен, дал мне один ребе. Господь — вне времени. Поэтому ему известно, что в результате его действий Каин психанёт и убьет Авеля, нарушив тем самым Моисееву заповедь. Следовательно — Каин грешен и дары его нечисты.

******Как совокупности норм поведения.

Дальше: «Террористка Татьяна»