Далеко-далеко, за лесами дремучими и болотами бездонными на высоких горах над реками великими стоит славный город Кострома. Стоит со времён древних, незапамятных. И о тех временах — мой первый сказ.

Давным-давно это было. Жил на берегу великой реки Ра — Волги Бог Семаргл со своею женою, богиней Купальницой. И были у них дети — сын Купало и дочь — Кострома. Жили они, забот не зная, пока не приключилась беда лютая.
Прилетела на берега Ра-реки по повелению Чернобога птица Сирин и запела она свои песни. Услыхал их Купало и, заслушавшись, позабыл обо всём. Унесла его Сирин за тридевять земель в Чернобожье царство. Долго жил там Купало, о себе не ведая, пока не отпустил его Чернобог. Дал он Купале лодью быструю да волю вольную. Но сделал он так не раскаявшись, а ещё зло горшее задумавши...
Выросла Кострома к тому времени красавицей писаною. Как-то раз гуляла она по берегу Ра-реки и сорвал буйный ветер венок у неё с головы. Упал венок в воду и подобрал его Купала в своей лодье. Приглянулась Купале красна девица, а Костроме — добрый молодец с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. А на свадьбу ту пришёл Чернобог незванным гостем и открыл он Купале с Костромою, кто они друг другу. Не вынесла Косторома позора и бросилась в Ра-реку с высокого берега...
Жили в тех краях тогда люди чудные да незнаемые. Звались они берендеями. И основали они на месте гибели Костромы город. И назвали его Костромою*.

А в 12 веке пришли на эти земли воины князя Юрия Долгорукого, обложили берендеев данью, а в Костроме возвели детинец. С тех пор и пошла история Костромы, как города русского.
История Костромы событиями военными, в отличие от Смоленска или Новгорода не обилует. Не лезли враги особо в леса да болота местные. Отряды татарские, было дело, доходили до Костромы и даже до Галича, но особого разорения ни чинили.
В тиши этой Кострома росла да богатела. В 1247 году стала она удельным княжеством, а 1272 году князь Василий, не стал садиться на Великий стол Владимирский, а правил Русью из Костромы. Чем костромичи знающие до сих пор гордятся. Правда, правил он всего-то четыре года.
В 1338 году году вошла Кострома в состав Великого Московского княжества. К этому времени вырос в Костроме кремль, в котором московские князья часто от бед прятались*. А бояре костромские Годуновы построили на правом берегу Костромы-реки другую твердыню — монастырь Ипатьевский.

Этому монастырю доля в истории Руси особая выпала. Когда настало на Руси время чёрное, время смутное, в нём от ворогов Михаил Романов и укрылся. А на пути войска вражьего, в леса костромские влезть дерзнувшего, встал герой Земли Русской Иван Сусанин и завёл супостатов в болота бездонные, где оно и сгинуло. Хоть и говорят злые языки, что выбора у него не было ибо и сейчас под Костромою дороги ведут, в-основном, в болота.
Подвигом этим костромичи и поныне гордятся. Стоит в Костроме памятник Сусанину, и старый памятник Михаилу Фёдоровичу с Сусаниным тоже восстановить хотят, и площадь главная и улицы и сёла именем Сусанина названы. Да что говорить то, есть и дом отдыха имени Сусанина и маршрут туристический «Сусанинской тропою». Правда, кто по нему ходил, и кто вернулся, мне не ведомо.
В марте 1613 года, после всех этих событий, призвал народ Михаила Романова на царство*. Было это в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. С той поры Романовы Кострому полюбили и щедро одаривали.
При Екатерине Кострома выгорела. По велению императрицы был составлен генеральный план нового города, по образцу Петербурга — с радиальным расположением улиц. Построились в Костроме архитектором П. И. Фурсововым здания каменные красоты дивной. Но и умения деревянного зодчества костромичи не забыли. И поныне в Костроме стоят деревянные дома, преумело изукрашеные.

На этом первы сказ мой о Костроме заканчивается. Расскажу далее я о Костоме сегодняшней. Если же кого история Костромы заинтересовала, то о в иных местах больше моего сказано. Здесь, к примеру.


Костроме сегодня есть чем гордится и есть чего стыдится. И, чтобы сложить картину города, дам я список того и этого.

Итак, гордость Костромы — это:

  • Исторический облик города. Это и тихие улочки, с прекрасными деревянными домами, и классический центр города, и его панорама, и многочисленные храмы и монастыри, и музеи... В городе есть чем любоваться.
  • Снегурочка. Да, она именно из этих мест. Правда, в отличие от Великого Устюга, в Костроме этот факт раскручиваю как-то вяло.
  • Экологическая чистота. Даже из кранов в Костроме течёт чистая вода, а всё ещё окружающие её леса (впрочем и в черте города немало лесов), наполняют воздух свежестью. Кстати, воду костромскую успешно продают. В Костроме, на розлив, артезианскую, а по миру славится бутылированная «Святой источник».
  • Умелые руки костромичей. Издревле Костома славилась искусными живописцами да народными промыслами. А сегодня Кострома и соседнее село Красное являются ювелирным центром России, производя треть всех ювелирных изделий в стране.
  • Театр. Собственно и первый драматург Руси Островский и первый актёр Волков отсюда родом. Костромской театр — один из старейших в России. Он, конечно, не столь знаменит, как московские театры, но по уровню им мало уступает.
  • Коровы. Знаменитая караваевская порода выведена в Караваево, пригороде Костромы. На буйных травах, изобилующих в округе и по качеству неуступающих, а то и превосходящих травы кавказских альпийских лугов, костромские коровы дают превосходное молоко, из которого делается знаменитый костромской сыр, в оригинале лучший в России (подделки, заполонившие прилавки магнитов, не рассматриваем). Вот, правда, по маслу Кострома уступает соседней Вологде.
  • Блины. Это в Костроме делать умеют. Даже в обезличенном супермаркете «В ста шагах», где всё автоматизировано и унифицировано, они получаются вкуснее, чем в таких же устройствах в других городах. А если взять костромской блинный бренд «Лакомку» или какую нибудь блинную в городе (блины на Пятницкой, к примеру) или ресторан в Берендеевке (правда, в нём я уже давно не был)...
  • Я. Родился в Костроме. И этим тоже можно гордится:)

А проблемы у Костромы следующие —

  • Климат и почва. Проблема из главнейших, и от костромичей, к сожалению не зависящий. Болотистые окрестности, две великих реки и, как результат, сумасшедшая влажность. В редкие лета жара в двадцать пять градусов переносится хуже, чем южные сорок. А зимой влажный воздух просто убивает. Это север. Для лета нередки дни с температурой ниже десяти градусов, а зимой — ниже минус тридцати. Почва вокруг Костромы отнюдь не чернозём. Скорее даже глина, суглинок и песок. С одной стороны нет грязи, с другой — мало что растёт. Особенно, учитывая климат. Тремя словами — зона рискованного земледелия.
  • Дороги. Это что-то. Настолько разбитых дорог я нигде не видел. Может быть это специальный костромской план по противостоянию вторжению. План Сусанина какой нибудь:)
  • Мусор. Увы, город убирают плохо. А сорить мы все любим. Поэтому улицы Костромы усеяны разным. Особенно печалит изобилие битого стекла, в том числе и на городском пляже. Это весьма портит впечатление от города.

Несмотря на эти проблемы, в Костроме хорошо. Кстати, особое удовольствие я получал от поездок по городу на велосипеде (в том числе, мало машин и очень законопослушные водители. А плохие дороги компенсируются прекрасными видами и свежим воздухом).

Некоторые замечания по поводу...

  • История — вещь неоднозначная. Так, дата основания Костромы, предложенная Татищевым, и принятая официально (1152 год) не очень нравится историкам. Не говоря о её точности (здесь у разных историков колебание на пол-века), следует отметить, что это — дата основания русской крепости на территории древнего поселения берендеев — племени финно-угров, родственников марийцев (меря). Их поселение существовало на этом месте как минимум с 5 века (археологические находки).
  • К вопросу о том, какие князья московские в Костроме скрывались: Дмитрий Донской в 1382 году, скрываясь от войск хана Тохтамыша, спрятался именно в Костроме. Его сын Василий в 1408 году скрылся в Костроме от войск Едигея.
  • Очень неоднозначна и запутана история Романовых в Смутное время. Здесь я излагаю краткую официальную версию, которая вызывает сомнения у историков. За большей информацией следует обратиться к приведённым источникам.