Июль 2019 года, пешеходная, однодевная.

В начале июля Я, Владимир Ольшанский и Вячеслав прогулялись в Пухляковку, в этно-археологический комплексе «Затерянный мир», проводивший день открытых дверей. В комплексе к нам присоединился Алексей «Ivo» с семейством, а на обратном пути подобрали Белагора, завершившего трёхдневную медитацию на вершине Каныгинской горы.
Прогулка порадовала природой и общением.

А вот «Затерянный мир», да и другие достопримечательности Пухляковки несколько разочаровали. В первую очередь завышенными ожиданиями. Про это место принято говорить с придыханием — дескать, только тут происходит подлинное погружение в историю и археологию.
Это не совсем так — в нашей области есть многочисленные и весьма серьёзные музейные комплексы (в Азове, Новочеркасске, Старочеркасске, Аксае, Белой Калитве или Танаисе), представляющие историю на высочайшем уровне. Их деятельность не сводится к «классической» демонстрации музейных коллекций, в работе донских музеев применяются многочисленные (и их количество растёт) формы образовательной и просветительской деятельности.
А ещё у нас есть разнообразные культурно-развлекательные комплексы. Чаще всего это — место, где люди «культурно» отдыхают с какая-нибудь «казачьим» антуражем. Но есть и такие, как «Казачий Дон», «Лога» или «Эльдорадо» — с весьма проработанным окружением и обширным набором развлечений. Прогулки на велосипедах, по воде или на конях, шашлык в беседках, сувениры, местами довольно оригинальные, купание в затоне или бассейне, стрельба из лука, какие-нибудь народные промыслы (лепка, плетение или даже кузнечное дело), верёвочный парк и этническая кухня. Плюс — экскурсионные программы, включающие эти развлечения комплексно. Такие меcта весьма интересны для посещения. В них можно получить массу положительных впечатлений, но вот знания и умения — только на начальном уровне. То есть узнать и научиться чему-то новому — уже проблематично. Нет, мне рассказывали о человеке, ставшим профессиональным гончаром после одного мастер-класса по лепке, но я в это не верю.
«Затерянный мир» относится, скорее, к данному типу заведений. Посещение его — дело не только весёлое и интересное, но и полезное для археологии — потраченные посетителями средства идут на финансирование работы археологической экспедиции. А вот нового мы здесь практически не узнали. За одним исключением, о котором ниже.

Мы побродили по территории (прямо как окунулся в хуторское детство — халабуды, которые мы сооружали в посадках — это, оказывается, жилища купольной формы эпохи докерамического неолита, а сарайчики на задних дворах, в которых мы играли в «войнушку» — уже бронзовый век. А совхозная кузня была, пожалуй, и более аутентичная. В ней не прятался под обмоткой воздуховода от мехов высокотехнологичный шланг), окунулись в зеленоватые воды затона, посмотрели на мастер-класс по изготовлению каменных орудий и сувенирные развалы (а вы знаете, кто такие хухи?). Один из нас захотел пострелять из лука (один выстрел — тридцать рублей, десять — двести). К сожалению, процесс оплаты занял почти пол-часа — администратор занималась распределением по беседкам дорогих гостей. Есть здесь что-то непродуманное. К чести организаторов стрельбы на месте отмечу, что они не жадничали. В результате постреляли все и чуть больше десяти раз.



На баркасах можно покататься, а из катапульты — выстрелить. Вроде как.

В час нас собрали на прогулку по «Тропе истории». Это — фирменная фишка комплекса. В казачьем курене с гордым названием «музей» нам показали небольшую коллекцию, собранную археологами-организаторами комплекса. В небольшом музейном зале экспонируются находки времён Великой Отечественной, предметы казачьего быта, каменные бабы и т.д. Далее тропа истории ведёт в реконструированные поселения каменного века, эпохи бронзы и стойбище индейцев. В последнем можно воочию увидеть типи, обязательное к наличию у каждого ростовского экстремала. К сожалению, наш экскурсовод вёл экскурсию в довольно сухом академическом стиле (не всегда профессионал своего дела может интересно рассказать о нём) и, надо сказать, местами «плавал» в темах. Так, в тупик его ставили вопросы Алексея, серьёзно увлекающегося оружием, и Владимира с его энциклопедическим познаниями. Народ начал расползаться.
Заметив происходящее, инициативу перехватил один из создателей комплекса Андрей Витальевич Цыбрий. И сразу почувствовалось — с нами знающий и вдохновлённый своим делом человек, с удовольствием делящийся знаниями. И даже каверзные вопросы Владимира не остались без ответов.
С Андреем Витальевичем мы попали в самый интересный объект комплекса — могильный курган. Несмотря на встречающиеся в сети утверждения о его подлинности, это тоже реконструкция. Но реконструкция тщательная и продуманная. В глубь насыпанного во время создания комплекса кургана археологами бережно, не нарушая целостность грунта, перенесены несколько раскопанных ими захоронений так, что можно, пройдя вглубь кургана, осмотреть в подробностях все их детали.
И здесь, в таинственной глубине, прозвучал рассказ о том, как создавался курган, какие народы насыпали курганы и как и для чего совершались и менялись со временем ритуалы захоронения. Лейтмотивом рассказа стало то, что курганы для наших предков были не местом смерти, а местом жизни, местом, в котором не просто поминали ушедших, а общались с их духами. Ритуал похорон был не прощанием с умершим, а его проводами в продолжение жизни в вышнем мире. Будучи вдохновлённым его рассказом, я спросил, насколько он разделяет взгляды предков. Ни насколько — ответил Андрей Витальевич — я сотрудничаю с просветительскими проектами, такими как «Антрoпoгeнeз», и это определяет моё мировоззрение.
После «Затерянного мира» мы попытались посетить местную картинную галерею, так интересно описанную «Меотидой». Увы, галерея была закрыта по неизвестной причине. Возможно, воскресенье…
В-общем, будете в «Затерянном мире» — постарайтесь попасть на «Тропу истории» с Цыбрием. А лучше всего — выбирайтесь с шашлыками в жаркий летний день.

На смотровой площадке

Ворота в «Затерянный мир»

Курень

Велопрокат

Журавель

Печка

Бричка

Кузня

Ножка, ручка, огуречек...

Жилища

Телега

Каменная баба

Хижина

Посуда

Сова

Шаман

Тренога

Woman in red

Форма

Фотография на стене

Типи. В народе вигвам

Андрей Витальевич Цыбрий

Захоронение в кургане

И ещё одно захоронение

Внутри кургана

Дозорная башня

Пухляковский мемориал

© Ижогин Ян Валерьевич.
Посещений страницы 6872 | Страница создана 9 сентября 2019 года