Монастырское урочище — памятное место на берегу Тихого Дона. Место очень живописное, полное тихого очарования. Берег облюбован рыбаками, тенистая роща по берегу урочища удобна для прогулок и пикников, а само урочище удобно вписывается в веломаршруты по этому району. И самое главное — здесь творилась история Донского края. И это — то место, в котором следует побывать.

Топонимика

Иначе урочище называется Каплицей или Кампличкой. Происхождение названия «Монастырское» связывают либо со скитом, существовавшим в урочище в период Тмутаракани (Х век), либо с монахами, проводившими службы в часовне на урочище. А часовню монахи Межигорского монастыря, служившие в ней, называли на литовский лад каплицей.

История урочища

Использованы материалы очерка Михаила Павловича Астапенко «Святыни казачьего Дона: Монастырское урочище»

Первое документальное упоминание о Монастырское урочище — 1593 год, посланник турецкого султана сообщал из Азова, что «казаки поставили на Дону четыре новых городка (Раздоры, Маныч, Черкасск и Монастырский), приходя из которых Азову тесноту чинят». С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском – столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Богослужение в часовне отправляли иеромонахи Киевского Межигорского монастыря, т.к.   до середины XVII века своих священников донские казаки не имели.

21 апреля 1637 года, казаками было принято решение напасть на Азов, а 18 июня оборона Азова пала, и казаки удерживали Азов четыре года. После отказа Московского правительства принять Азов «под высокую государеву руку» казаки оставили город, весной 1642 года вернувшись в Монастырский городок. Это время отмечено в истории городка, как самое кровавое. Турки, мстя казакам за поражения в одну из темных ночей осени 1644 года сумели захватить Монастырский городок, уничтожив почти все население.

С тех пор донцы больше не селились на территории Монастырского городка, хотя попытки его возобновления предпринимались. В 1696 году, после взятия Азова, Петр I велел построить на месте Монастырского городка укрепление – транжемент. Таким образом царь планировал контролировать казачество. Но по условиям Адрианопольского мира (13 июня 1713 года) Россия теряла право иметь крепости между Азовом и Черкасском и укрепление на Монастырском урочище было оставлено. Монастырский городок опустел навсегда.

Приблизительно с 1646 года ежегодно, в субботу перед Великим постом, казаки проделывали крёстный ход на Монастырское урочище и на могилах воинов проводили панихиду. В 1866 году, накануне 230-летия начала Азовской эпопеи 1637 – 1641 годов, по инициативе священника Старочеркасского Воскресенского собора о. Григория Левицкого, начался сбор средств на сооружение памятника — часовни на Монастырском урочище по проекту архитектора Антонио Кампиони. 21 июня 1866 года состоялась ее закладка. Через год Покровская часовня на Монастырском урочище была торжественно освящена при многолюдном собрании казаков из Новочеркасска и окрестных донских станиц.

Часовня представляла собой четырехугольную пирамиду со шпилем. Ее передняя часть была украшена продолговатым фронтоном с двумя гранитными колоннами. Увенчанная главой с восьмиконечным вызолоченным крестом, часовня имела железную крышу. По бокам памятник украшали четыре креста. Памятник был сооружен по типу той старинной часовни, которая существовала здесь в 1637 году, когда казачья рать отправилась на штурм Азова.
Внутрь Монастырской часовни вело трое дверей с каменными ступенями перед ними. С восточной стороны находился небольшой, но красивый иконостас, верх которого украшали ангелы, выше которых художник написал Бога Саваофа с распростертыми руками. В середине иконостаса располагалась главная икона Покрова Пресвятой Богородицы. С правой стороны находилась икона, изображавшая явление защитникам Азова Иоанна Предтечи и еще одна икона с ликом этого, весьма почитаемого казаками, святого. На тыльных простенках часовни было три вида надписей: первая рассказывала об истории Азовского «осадного сидения», на второй перечислялись фамилии командиров донских казачьих полков, внесших свою лепту в сооружение этого памятника, на третьей надписи приводился церемониал ежегодного празднования в честь героев Азовской эпопеи. Вокруг часовни тянулась металлическая ограда с каменными столбами, а вокруг нее росла «азовская сирень с цареградскими розами». Впереди ограды на чугунных лафетах стояли пушки.
Ежегодно, в первую субботу перед 1 октября, здесь совершались панихиды. Эта дата была выбрана потому, что 27 сентября – это день окончания Азовского «осадного сидения».

Информацию о том, когда и как была разрушена эта часовня, мне найти не удалось, буду благодарен тем, кто сможет заполнить пробел.

Кровавую историю урочища продолжили войны XX века. В 1918 году дроздовцы расстреливали здесь казаков, по их мнению сочувственно относившихся к красным. 7 января 1920 года, красноармейцы, измотанные маршем и боями, расположились на ночлег в Старочеркасской. Утром в станицу ворвались сотни Гундоровского казачьего полка. Красные были разбиты, а захваченные в плен две сотни красноармейцев расстреляны на следующий день. Первоначально погибшие красноармейцы были погребены в станице Старочеркасской, а в 1924 году их останки торжественно перенесли на Монастырское урочище. Несколько позже здесь появился памятник с надписью на мраморной доске «Вечная слава павшим бойцам 12-й стрелковой дивизии в гражданскую войну 1918 – 1920 гг.».
В 1928 – 1929 годах комсомольцы станицы Старочеркасской во главе со своим секретарем В.Д. Матекиным собрали по окрестным местам, заросшими камышами, останки и белых и красных казаков, погибших в бессмысленно-братоубийственной гражданской войне и погребли их на территории Монастырского урочища.

В годы Великой Отечественной войны на Монастырском урочище появилась еще одна братская могила. В октябре 1941 года перед экипажем канонерской лодки «Ростов-Дон» была поставлена задача поддержать своим огнем оборону Таганрога и вывезти из города документы и ценности. Экипаж выполнил поставленную задачу, потеряв при этом одиннадцать своих товарищей. Проплывая по Дону мимо Монастырского урочища, оставшиеся в живых предали земле этого священного места погибших.

В семидесятые годы в связи с обветшанием старого памятника было решено соорудить новый мемориал воинской славы. Он был открыт 9 мая 1974 года. Каждому из поколений воинов была возведена мемориальная стена с соответствующими надписями, а на высокой стеле, вознесшейся у самого берега Тихого Дона выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.

В августе 1990 года на Монастырском урочище была проведена первая, после октября 1942 года, панихида. С тех пор ежегодн 14 октября на земле Монастырского урочища со всех концов Дона и России собираются казаки, чтобы в торжественной обстановке молитвенно помянуть своих предков, завоевавших Дону и России бессмертную славу.

В начале 2000 года начал действовать попечительский совет по восстановлению войсковой часовни Покрова Пресвятой Богородицы. Чудом удалось найти в архивах сохранившийся снимок разрушенной часовни по которому она была восстановлена. 11 октября 2005 года архиепископ Новочеркасский и Ростовский Пантелеимон освятил часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время на Монастырском урочище, этом святом для каждого казака месте, проходят торжественные мероприятия, посвященные славным казачьим датам. Звучат церковные молитвы, торжественные и искренние речи, призывая все новые и новые поколения донцов прийти сюда и поклониться своим славным предкам, стойко бившимся за землю родную и завещавшим нам беречь ее как бесценную и вечную святыню, без которой не может жить человек…


Монумент на берегу
Монумент на берегу
Кампличка
Кампличка
Сердце урочища
Сердце урочища
Воды Дона
Воды Дона
Каменистый берег
Каменистый берег
Ранняя весна
Ранняя весна
Вешние воды
Вешние воды
Солнце на крестах
Солнце на крестах
Информация
Информация
1641, 1920, 1941
1641, 1920, 1941
Мемориальная доска
Мемориальная доска
Вечная Слава!
Вечная Слава!
Дон
Дон
Снег и камни
Снег и камни
Монумент
Монумент
Причал
Причал
Зимние лодки
Зимние лодки
Хранитель урочища
Хранитель урочища
Молебен
Молебен
Казачий праздник
Казачий праздник
© Ижогин Ян Валерьевич.
497 | 24.06.2019