Предыдущая прогулка Следущая прогулка

Прогулка «Новочеркасские шатания»: март 2017, пешеходная, однодевная, Ростовская область

Идею прогулки подкинул Андрей, вернувшись из Питера. Ему очень понравилось гулять по всяким культурным местам и он жалел, что у нас такой номер не пройдёт. Ха, не пройдёт, говорите... Питер, конечно, в отношении культурных мест побогаче, но и у нас есть что.

Итак, в минувшую субботу Я, Дима, Оля и Наташа прогулялись по Новочеркасску. В маршрут прогулки вошли различные достопримечательности культурной столицы Донского края – как известные, так и тайные.

О погоде.
Хмурое утро озадачило густым туманом на подъезде к городу. Однако, в один прекрасный момент погоду радикально (и мистически) изменилась и хмурое утро сменилось тёплым весенним днём.

Первым объектом на нашем пути стал курган Садовый – сарматское захоронение начала прошлого тысячилетия. Раскопки 62 года принесли кучу золотых и серебрянных изделий (посуды и украшений) в коллекцию «Сокровища донских степей» Ростовского областного музея краеведения. Курган был раскопан при реконструкции дороги, современный курган – новодел из грунта, пердвинутого с прежнего местоположения. У кургана усановлена скифская баба. Окрестности замусорены и неухожены.

Далее мы осмотрели памятник казакам – героям Первой Мировой войны, установленный в наше время у Казачьего кадетского корпуса, памятник воинам-интернационалистам, у которого свернули в городскую рощу «Красная весна». Несмотря на сырость, грязь, мистический туман (см. фото телевышки) и прочие аттрибуты фильмов ужасов (вплоть до многочисленных птичьих трупов) в роще было довольно многолюдно – народ выгуливал собак и бегал по дорожкам.

За парком мы вышли к памятнику Сталину. Когда-то этот монумент находился у горкома, в пятидесятые был расколот и захоронен. Верные сталинцы выкопали обломки и сохранили их, а в конце девяностых восстановили памятник в Осеннем тупике.

По улице 8-го марта с очень творчески оформленными домовладениями (см. фото волка) мы вышли к западной Триумфальной арке и попали в историческую, экскуроводоугодную часть города. Хотя, для участников нашей прогулки и здесь нашлось что-то новое.

Храм Михаила Архангела, возвышающийся над Азовским рынком – старейший храм Новочеркасска, воздвигнутый в 1869 г. (осв. 1873 г.) по проекту местного архитектора Якова Седова на средства, собранные казаками. Строительство храма заняло всего десять лет. Во дворе храма находится памятник уроженцу Новочеркасска – одному из крупнейших русских философов XX века Алексею Фёдоровичу Лосеву (его мировоззрение, как бы сказать... не очень материалистическое*).

К сожалению, мы ограничились внешним осмотром храма. Поднявшись к Александровскому саду, и осмотрев по пути ряд памятников, мы свернули вглубь. Курган, расположеный в саду, хоть и относится к той же эпохе, но не столь богат, как Садовый и в музейные коллекции из него попало только несколько бронзовых предметов. В наше время в кургане устроен небольшой грот, в котором все фотографируются.

Сад оказался внезапно больше, чем казалось некоторым участникам прогулки. Мы вышли к храму Александра Невского, так же называемому Атаманским (из-за близости к Атаманскому дворцу), возведённому в 1896 году по проекту Николая Евстигнеевича Анохина. Этот удивительной архитектуры храм известен так же оригинальноой внутренней росписью в стиле высокого классицизма. На стенах храма художником Гордиенко (к сожалению, имя и отчество, похоже, кануло в Лету) изображены оригинальные картины на исторические темы. Так же храм украшает копия знаменитого «Явления Христа народу». История храма довольно трагична. В 1960 году он был закрыт. Долгое время судьба его была неопределена (думали, что построить на его месте). В 1978 году храм решили превратить в планетарий. Вялотекущие работы по переоборудованию за десять лет серьёзно повредили росписи. Реставрация храма началась в 1991 году. Руководила работами (и успешно восстановила былую красоту храма) Наталья Дмитриевна Бурдина-Цацак. 25 октября 1995 года она была убита на алтаре храма, по официальной версии рабочим, не довольным строгим подходом её к качеству выполняемых работ. Впрочем, злые языки говорят, что на самом деле убийство совершил фанатик-атеист, не довольный возрождением храма, а дело спустили на тормозах.

От храма мы поднялись на Курган Славы, насыпанный к 35-летию Великой Победы. Отрадно, что мемориал приведён в порядок. Далее нас ждал Музей истории Донского казачества с его изобилием исторических, археологических и зоологических артефактов. Отдельно следует упомянуть живописные произведения, выставленные в музее. Коллекция музея включает ряд произведений Николая Никаноровича Дубовского, уроженца Новочеркасска, входящего в пятёрку величайших русских пейзажистов (вместе с Саврасовым, Левитаном, Куинджи и Клевером).

Впечатлённые музеем, мы вышли к Вознесенскому собору (1905 год, арх. А. А. Ященко, К.Х. Лимаренко) и осмотрели его. Про это величественное сооружение особо распространятся не буду – одна из основных достопримечательностей Новочеркасска освещена в 100500 источниках. Площадь вокруг собора украшена рядом памятников, в том числе памятником Ермаку – человеку, благодаря которому мы зимой, когда в доме жарко, окрываем окна, а не прикручиваем отопление.

Далее наш путь лежал к Свято-Георгиевскиему храму, воздвигнутому казаками в 1898 году по проекту В. Н. Куликова (как расшифровываются инициалы?) в память спасения жизни Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства при крушении царского поезда. Это – самый быстро и недорого возведённый храм Новочеркасска. Храм выделяется своеобразной архитектурой и росписью в древнерусском стиле – за образец был взят единоверческий храм станицы Кривянской.

Наша прогулка подходила к завершению. Живописными (и запущенными) улочками Новочеркасска мы вышли к северной Триумфальной арке, от которой мимо Константино-Еленинской церкови, бюста Гагарину, заброшки молочной фабрики вышли к точке старта и отбыли в Ростов. Музеи Грекова и Крылова прошли мимо – после встречи с Дубовским они были как-то не очень актуальны.

*Говорят, что в своё время Лосев отозвался об «О диалектическом и историческом материализме», как о наивном произведении. Правда, тут же отметил, что имеет ввиду её гениальную, практически античную простоту, достойную Демокрита. Ответ, достойный Петрония.
В дальнейшем Лосев продолжал критически относиться к диамату, впрочем, в качестве объектов критики избирал Маркса и Ленина.

Каменная баба
Каменная баба
Восхождение
Восхождение
У памятника казакам — героям Первой мировой
У памятника казакам — героям Первой мировой
По новочеркасским грязям
По новочеркасским грязям
Воинам-интернационалистам
Воинам-интернационалистам
В тумане
В тумане
Сталин
Сталин
Есть чё? Заходи!
Есть чё? Заходи!
Арка и храм
Арка и храм
Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела
Дима в гроте
Дима в гроте
Явление Христа народу
Явление Христа народу
Храм Александра Невского
Храм Александра Невского
Орлов-Денисов
Орлов-Денисов
На кургане Славы
На кургане Славы
Осторожно, радиация!
Осторожно, радиация!
Курган Славы
Курган Славы
В музейном зале
В музейном зале
Антикитерский механизм
Антикитерский механизм
Кружка – пушка
Кружка – пушка
Заглянуть в карету
Заглянуть в карету
Ружьё
Ружьё
Казачий стяг
Казачий стяг
Вейперам на зависть
Вейперам на зависть
Тарелки
Тарелки
Черепа
Черепа
Запад-восток
Запад-восток
Лучшее из коллекции искусств музея
Лучшее из коллекции искусств музея
Дубовской
Дубовской
Тачанка
Тачанка
Вознесенский собор
Вознесенский собор
Храм  Георгия Победоносца
Храм Георгия Победоносца
Старый дом
Старый дом
Улочка
Улочка
Дима в арке
Дима в арке
Константино-Еленинская церковь
Константино-Еленинская церковь