Август 2022 года, горная, однодевная (kml).

Этот красивый скальный массив возвышается с северо-западной стороны Преградной. На современных картах он обозначен как ряд вершин 1549 (ближайшая на фото) и 1563 (в отдалении) и дальше к западу 1679, 1685 (не видны). Но, покопавшись в архивах, я установил, что до революции массив назывался Шолох (от адыгского имени Шъолэхъу). Под этим именем он отмечен на многих картах. Потом название забылось.
Подняться на вершину 1549 можно от последнего поворота серпантина дороги Преградная — Горная — круто вверх по травянистому склону в правой части фото. Или плавно набирая (правда, перед вершиной придётся пересечь балку) высоту по плато от перевала Бандитский. Именно так мы с Вячеславом и прогулялись, оставив машину у последнего изгиба серпантина на пути к перевалу.

Шолох

Баранаха и Эльбрус

Через перевал проходит дорога Преградная — Горное. Дорога идёт через тот самый перевал, переезд через который столь эмоционально описан в статье. Подняться по ней в хорошую погоду и при наличии некоторых навыков вождения можно на любом транспорте. Но лучше на подготовленном. Для воддителя это будет самым серьёзным элементом прогулки.

Полёт бабочки

Белоголовый сип

От перевала вправо вверх уходит боковая дорога на видовую площадку «Ворота Кавказа». Место, популярное у джиперов — можно доехать до конца маршрута без особых усилий.

Плато Громатуха

Тренога

Далее основная дорога уходит к урочищу Шелканка. Когда-то здесь было селение с таким названием. Урочище изобилует карстовыми провалами, а лес на севере изрезан оврагами с арками и пещерами. За урочищем долина реки Шелканка, а вдали слева — долина Тегиня. В семидесятые — начале восьмидесятых район активно осваивался спелеотуристами, называвшими плато Громатуха, но потом их интересы сдвинулись в верховья Урупа. Да, птиц на плато много, что отмеченно и в приведённой статье.

Эльбрус. Вид на подъёме

За далью даль. Вид на спуске

А нам направо, вдоль промоины на склоне. Затем можно двигаться параллельно гребню, либо выйти к треноге на оном. В последнем случае (как мы и поступили) маршрут будет более видовым, однако, придётся терять больше высоты перед балкой под вершиной. Впрочем, некоторая потеря высоты будет в любом случае. С вершины открываются великолепные виды во все стороны — на верховья Урупа, вершину Шапку далеко внизу, БТА. Увы, Эльбрус, хорошо видимый во время подъёма уже скрылся в дымке.

Спуск вниз — по крутому гребню вдоль скал прямо на точку старта.