Старочеркасск — последняя столица вольного казачества. Место, особо не любимое Романовыми, центр самых масштабных народных войн против каб(б)алы, за сохранение Русской Веры, Духа и образа жизни (официально — против выдачи беглых, бритья бород, запретов ношения русской одежды и т.д.).
Несмотря на жёсткое (в основном, огнём) насаждение никонианского православия, затем воинствующего атеизма и, наконец, культа золотого тельца, некоторые артефакты того времени здесь сохранились. Это — некоторые предметы с дохристианской символикой (солярными, в частности свастичными символами) в местном музее и соборе, а также некоторые иконы в Войсковом соборе. Уникально изображение Даждьбога (маскируемого под Христа) над входом в собор (почему-то не реставрируется и не защищается от разрушения). Так же интересна икона, на которой Иисус въезжает в Иерусалим. В отличие от евангельской версии здесь он изображён сидящим на коне (а не на осле).
На Дону в допетровские времена имело место смешение христианства и язычества. В то время интерьер собора был куда более насыщен подобными вещами. Но старый собор сгорал, причём дважды (поджог?). Нынешний собор, построен по приказу Петра I и является единственным каменным зданием на Руси, возведённым во время строительства Петербурга.

См. также стихотворение «Донская степь».

Дальше: «Лёд, камни и немного осенних листьев»